События во Владимире

Театрал

«Когда я был маленьким…»

Опубликовано: 28 марта 2013



Все мы отдыхали в пионерских лагерях, у всех нас была бабушка и, наверное, все смотрели «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!». Роль Дынина – харизматичного, яркого начальника лагеря, который неустанно вставлял комичные реплики и тщетно пытался навести порядок, сыграл Евгений Евстигнеев. 

Легкий, ироничный в этой детской комедии, он и в жизни придерживался того же амплуа и всегда находил выход из неловкой ситуации. 
Как-то раз он чуть не попался на удочку к известному шутнику и мастеру розыгрыша – Олегу Табакову. Во время съёмок фильма «Продолжение легенды» про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, у них с Табаковым была общая сцена. Герои должны были познакомиться и пожать друг другу руки. Табаков набрал в ладонь липкого вазелина и подал руку коллеге. Ощутив всю «липкость» ситуации Евстигнеев недолго думая вскидывает испачканную вазелином руку и, якобы в порыве чувств, гладит Табакова по щекам и волосам. Так, шутник Табаков остался с носом. 

Родился талантливый импровизатор в Нижнем Новгороде, там, кстати, и памятник ему имеется. Сидит себе на скамейке Евстигнеев, почти как настоящий. До войны успел окончить семь классов, потом устроился на работу электромонтером. Тогда и окунулся в самодеятельность. Но, как ни странно, начал с популярного в то время джаза.
Да Евстигнеев был музыкантом, и ещё каким! Одинаково виртуозно он укрощал и гитару и рояль, но замечен был за ударными. Барабанные палочки просто летали в его руках, это было похоже на волшебство.  На одном из концертов эксцентричного ударника увидел ректор театрального училища и сразу пригласил к себе учиться. И это даже без полного среднего образования. 
Выпускника Евгения Евстигнеева не взяли в Театр Юного Зрителя – помешала лысина, «Мальчишек играть не сможете!», - сказали ему. Тогда юный актер поступил в студию при Горьковском драматическом театре. Но и тут не повезло – шла война, каждый кадр был на вес золота, а Евстигнеев всё ещё оставался рабочим на заводе. В общем, начальство не отпустило. Терпеливый Евстигнеев выждал ещё три года, и все три года не забывал о своей мечте. Когда фабричное руководство юный талант всё же выпустило, он успешно окончил Горьковское и вот оттуда, по распределению, попал в наш город. Владимирскому драматическому театру Евстигнеев подарил три года работы и 23 блестяще сыгранные роли: от Меркуцио до гоголевского Шпекина. Тогда театр ещё находился в нынешнем театре Кукол, на улице Гагарина. Первое время зарплаты актера не хватало даже на жильё, поэтому здание театра было для него домом. Днём – на сцене, ночью – в одной из комнат театра. Именно во Владимире зажегся его талант, и публика, собираясь на спектакль, высматривала в афишах имя Евстигнеева. 

Талантливого актёра помнят во Владимире, как своего и будут помнить всегда - с 2005 году во Владимире вручается премия имени Евгения Александровича Евстигнеева. В 2011 году она была вручена Михаилу Асафову, актёру Владимирского драматического театра.

В 1954 году Евстигнеев покидает Владимир. Или, точнее сказать, сбегает. Артист давно мечтал о столичной сцене, но руководство театра отпускать категорически отказывалось. Ещё бы, такой талант отпускать не каждый захочет. Тогда, Евстигнеев соврал, что ему нужно отлучиться к матери. Мать письменный запрос из театра подтвердила. И так птица вырвалась из клетки – Евстигнеев помчался в Москву, навстречу славе и большим ролям. 
Его девизом навсегда останется универсальность. Он, одинаково талантливо играл как главные, так и второстепенные роли. А ещё он очень хотел учиться, расти. За сим и отправился в столицу. Дальше была школа-студия МХАТ, только что открывшийся Современник, затем снова МХАТ. От гротеска, например, в комедии Е. Шварца "Голый король", до трагедии - в пьесе В. Розова "Традиционный сбор" – Евстигнеев пропускал через себя любую роль и создавал уникальный, живой образ. 
Про себя говорил так: 
"Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлетов или провалов. Работал, двигался. Я - характерный актер, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актер должен уметь и хотеть играть все, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актеру давать играть все, что он ни пожелает, но уметь он обязан"

Этот свой принцип он успешно воплощал и на киноэкране. «Король эпизода» - так прозвали актера после целой череды второстепенных ролей в советских фильмах. Евстигнеева не зря называли именно «королем», ведь он умел так сыграть эпизодическую роль, что в памяти зрителя этот герой оставался одним из главных. Но такие «маленькие» роли не могли показать всего Евстигнеева, с его комизмом и трагизмом, его глубиной актерской игры. 

Наконец, появились и приглашения выступить в главной роли.   Известность ему принес тот самый Дынин из пионерского лагеря. Человек-лозунг, всё делающий по плану таким вышел начальник лагеря – бойким и нелепым. Каждая роль как победа. «Берегись автомобиля», «Собачье сердце», «Старики-разбойники» и ещё целый список киноролей, которые навсегда останутся в памяти зрителя. 
Ну, кто, если не Евстигнеев теперь возвещает о разрухе в головах, когда мы представляем профессора Преображенского? Как и многие актеры, с годами, он приходит к более серьёзным, лиричным ролям. И этот переход был Евстигнееву под силу. Последняя его роль, неоконченная, в многосерийном фильме «Ермак». Там абсолютный универсал, Евстигнеев перевоплотился в самого Ивана Грозного. Правда, озвучить великого царя-деспота он не успел. 

Он умирает. В 1992 году, в Лондоне, в клинике. Он отправился туда с женой делать операцию на сердце. После обследования доктора объявили: умрете в любом случае, вне зависимости от успеха операции. Из трех сердечных клапанов, два уже были забиты полностью, третий же работал только на 10 процентов. После долгих мучений на операционном столе, Евстигнеев умирает. При отправке его в Россию, для похорон, случился казус. Представители посольства, увидев роскошный гроб актера, который был заказан на оставшиеся от операции деньги, заметил: слишком тяжелый! За такой вес можно и пять тел перевезти!». Его жена, Елена, воскликнула: «Он вам не тело, он великий русский артист!».  

Сейчас ведется разговор о присвоении Владимирскому театру драмы имени Евгения Евстигнеева. Причем, идея возникла уже давно. Но пока, активных действий никто не предпринимает. Хотя, старое имя – Луначарского уже уходит в историю: его и со здания театра убрали, и в официальных документах не появляется. Есть надежда, что в нашем городе появится такая память о великом русском артисте. 



« назад
другие события во Владимире









Реклама



Нравится сайт? Закажи рекламу!
Купить ссылку на этом сайте
Наверх