События во Владимире

Театрал

Ему 160… Два взгляда

Опубликовано: 08 сентября 2008

Он существует испокон веков. Он - зеркальное отражение нашей жизни. Он – входной билет в чужие судьбы. Его обожают и не понимают. Его пытаются сохранить и постоянно модернизируют. Он начинается с тех, кто играет свою жизнь и заканчивается теми, кто живёт в своих ролях. Весь мир театр? Так говорил Шекспир, мы говорим: театр – мир. Мир сцены и зала, актёра и зрителя.

Лёгкая дрожь и покалывание кончиков пальцев. Яркий свет, а дальше – пропасть, темнота. Интуитивно понимаешь, что она живая, под прицелом каждое твоё движение, поворот головы. Вслушиваюсь… Суетливый ропот или звенящая тишина? И как они не могут понять, что главное не громкие овации, а затаённое дыхание.
 
- Нет, ну обязательно туда идти? Культурное просвещение? Да это раньше, ещё до отмены крепостного права туда, как на праздник, а теперь я могу и фильм посмотреть… Ладно, что там за пьеса? Фестиваль? Эх ты, нашему драму 160! Ну, я же говорил, до отмены крепостного…
 
Сохранить что-то, пронести через года, десятилетия, века - дело нелёгкое. А когда ты несёшь творчество – вдвойне. Всё менялось, менялась форма от деревянной постройки у Золотых, где ныне корпус гуманитарного университета через сегодняшний театр кукол в знакомое нам здание. Были времена, когда труппа набиралась каждый сезон и работала с приглашёнными режиссёрами. Всё это мы прошли, не дрогнув ни одним мускулом, каждый раз вселяя радость и надежду, будь то для отдельного человека или фронтовых гастролей.
 
- Фестиваль длинной в целую неделю… Интересно. Мм… знакомые имена режиссёров: Морозов, так он же нам «Свадьбу Кречинского» ставил… А Плетнёв тоже что-то про восьмерых женщин…
 
Сегодня я смеюсь. Завтра плачу. Сегодня я молода, танцую, пою. Завтра старуха, которая не может ходить. Меня не спрашивают, кого я хочу играть. Режиссёр приехал уже с готовой задумкой. Бегло осмотрел нас: я подошла на роль старухи. Коллектив неполноценен без генератора идей, но и заимствованные умы помогают двигаться вперёд.
 
- Значит Московский малый академический? Островского дают. «Бедность - не порок». Не читал, не знаю. Но интересно, чем Москва порадует…
 
Москва-то радует! Вот это декорации! Зима как настоящая, даже холодно стало. Заснеженный вечер на святки. Эдакий «Мещанин во дворянстве» на наш лад. Песни, танцы, гадания, бесшабашные ряженые…. Русский праздник, весёлый и в то же время задушевный. Веришь в каждую деталь провинциального быта. Каждая песня в тон настроению. Моему настроению. Словно сижу я с ними за шикарным столом. А если бы сидел я там, то громче всех вторил бы словам Любима Торцова: «Кабы я беден был – я б человеком был! Бедность – не порок!»
 

Человеческая природа любопытна в своей бесконечности, она способна вселять душу в сотни раз произнесённые слова. Учащать биение сердца заставлять покрыться мурашками и смеяться до коликов. Ей только нужно находить отклик с другой стороны. Вдохновение – это вспышка, момент, который может продлиться если вы позволите. Если зал тебя слышит, дышит тобой, хочется с ним поделиться, помочь увидеть мир. Это всегда диалог, взаимопонимание зрителя и актёра никак, иначе.

 
- Шекспир! Как можно так долго жить одной пьесе? «Гамлет» бессмертен на сцене. Меняются актеры, декорации, эпохи, а он всё задаёт свой вопрос: «Быть или не быть?» Я смотрел несколько постановок, самая вольная из которых в исполнении Любимого и Высоцкого.
 
Сегодня играет Кострома. Театр им. Островского сделал смелый выбор - «Гамлет – принц датский». Не ожидая ничего нового от сюжета, я был обрадован оригинальным прочтением. Режиссёрская задумка в стиле модерн. Минимум декораций, чёрный и белый, как подчёркивание двойственности человеческой природы. Я мог читать мысли и эмоции героев по их внешнему виду: все одеты в белое, у короля чёрная перчатка, у королевы – бретелька, у Гамлета – огромный чёрный шарф, как символ душащей его тревоги и тоски.
Блистательно сыграна сцена разговора Гамлета с матерью. Интересная идея вместо спальной изобразить ванную с глиной. Гертруда в белой сорочке погружается в вязкую глину и выходит оттуда чёрная как смоль. Потрясает игра светотени, создаётся иллюзия чего-то потустороннего, запредельного. Но в одной из сцен полотно, служащее пейзажем, зацепилось за что-то, создало конфузную ситуацию на сцене, что, впрочем, не сильно повредило пьесе. И это тоже театр.
 
Театр – это таже кухня, мас терская, где все делается в одном бешеном ритме по принципу работы механизма. Там доучивают слова, здесь подшивают костюм, где звук? Режиссёр в гневе. Всё бежит, стремится, несётся. На один новый спектакль – месяц репетиций. Но почему-то самое напряжённое время–последняя неделя.

День выступления. Я играю королеву. У меня шикарное платье, на котором внезапно расходится молния(самый страшный момент для костюмера!) а мне-то каково? Пытаюсь показать партнёрам по сцене, что у меня беда (Главное не расколоться!). Замечают…Что делать? За кулисами держат плащ, в котором я должна появиться в следующем акте. Коллеги берут его и начинают медленно меня в него заворачивать. Доигрываем сцену, как ни в чём не бывало. Зритель не заметил – вот где он профессионализм.
 
- Нижний Новгород. Театр им.Горького, там когда-то выступал Шаляпин. А теперь они выступают… у нас. И опять Островский: «На вся кого мудреца довольно простоты». Автор один – постановки совершенно разные. Здесь Островский в столичном свете высшего общества. Характер главного героя, амбициозного мечтателя Егора Дмитрича Глумова, до того сродни гоголевскому Хлестакову, что даже судьбы у них схожи. Только этого в конце всё же простили, пожалели и приняли. Лёгкий комедийный спектакль, шикарные костюмы, массивные яркие декорации. Комичное изображение высшего об щества, где людям уже нечем заняться и ничего не остаётся, как заниматься дурью.
 
Нашу профессию называют дурной Я и сама так думала, поэтому и хотела делать что-то полезное. Училась, по-моему, на повара, подружка поехала поступать на актёрский, меня с собой позвала, чтоб не страшно было. А я и не думала что на артистов учатся…Подружка то не прошла, зато я попробовала и до сих пор удивляюсь. Наверное, есть всё-таки предопределение, видимо, с талантом рождаются, и в землю его незароешь.
 

- Тула. И как удивительно! Вновь Островский! На этот раз в соавторстве с Н.Я. Соловьёвым. «Медовый месяц Белугина» - первое место в репертуаре ВСЕХ российских театров. Декорации – пряничные ку пола и башенки, задорная песенка о достопримечательностях столицы, костюмы персонажей – в общем, в атмосферу старой Москвы попадаешь сразу же. В центре сюжета – любовный треугольник. Но  нет привычных для Островского нравоучительности и трагизма. Лёгкая постановка, местами напоминающая водевиль. Логическое завершение –хэппи энд: молодые довольны, родители довольны, и я тоже доволен.

  
Когда стоишь на сцене, ты, как и зритель, не знаешь, как пройдёт спектакль. Да, свою роль я знаю хорошо, я отыграл её десятки раз. Но каждый раз – заново. Я не знаю, посмеётесь ли вы над этой шуткой, или, как на прошлой неделе, пройдёте мимо неё. Прочувствуете ли каждую деталь или не заметите очевидного. Каждый спектакль неповторим и интересен нам так же, как и вам.
 
- Сегодня выступает наш театр. Ну что ж, на других посмотрели, пора и себя показать. «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина. Зал полон, хотя этот спектакль идёт уже не первый сезон. На цене – знакомые всё лица: Горохов, Апполонов…Да и режиссёр уже практически «наш» - Морозов. Минимум декораций. Максимум диалогов. Интересный ход – передавать мысли героев не только голосом из-за кулис, но и с помощью танца (благо пластика наших актёров это позволяет). Душа радуется! Не затерялись на фоне остальных. Не ударили в грязь лицом.
 
Что для меня театр? Жизнь?  Банально и не совсем правда. Работа? Тоже нет. Многие ответили бы, что с удовольствием бы ушли куда-нибудь в тень кулис, а то и ещё дальше. Чтобы играть только свою жизнь. Но для нашей труппы примечательно, что практически все остаются до конца. Что-то держит, возможно, коллектив, возможно, зритель, а скорее какая-то сумасшедшая внутренняя потребность бескорыстно дарить себя людям. Быть в объятьях внимания тех, для кого тебя-то как раз и не существует.
  
- День шестой. Белгородский театр им. Щепкина. Грибоедов. Ах, это «Горе от ума»! Помню, как в школе учил страстный монолог Чацкого о судьях. Помню, как разбирали его на уроках литературы, но совершенно забыл, в чём суть. Пора освежить. Русская классика в её первозданном чистейшем варианте. Всё как в книге, не приврали нигде. Возможно, только Чацкий более эмоционален, а Софья более глупа, чем представлялось мне. Но это субъективное мнение. Больше всех запомнился почему-то Репетилов. Для меня этот персонаж –открытие, когда читал, не обращал на него никакого внимания. А здесь живо и искромётно, может даже слишком.
 
Классика сегодня не так интересна. И хоть мы считаемся ещё поколением, воспитанным на ней, зритель больше как-то тяготеет к хлебу и зрелищам. Чтобы было смешно, чем веселее, ярче, тем лучше. Мы их понимаем. Последний спектакль – «Ханума», по-моему, замечательная возможность устроить маленький праздник души. Что ещё изменилось за последнее время? В зрительном зале появились враги – мобильные телефоны. Кто не стоял на сцене, не поймет, что такое «ножом по сердцу» от звука весёлого рингтона.
 
- Долгожданные гости из Калуги. Об их приезде ходило больше всего слухов. Привезённая постановка «Частная жизнь королевы» потрясла владимирцев. Времена королевы Елизаветы. Максимальная схожесть с реальными историческими личностями – внешняя и внутренняя. Ну, или по крайней мере с тем, как мы эти личности себе представляем. Ощущение, что ты не просто подглядываешь за королевой в её покоях, а смотришь на всё её глазами. Будто это ты некрасивая властная женщина, готовая отречься от короны ради простого семейного счастья… Статичность действия компенсируется живостью диалогов. Ёмкие, ироничные, а порой циничные фразы –«Я никогда не предаю друзей в беде… без надобности»… Отдельный разговор – декорации. Полумрак, мебель, напоминающая чугунные решётки, металлический звон оружия создают ощущение тюремной камеры, из которой нельзя вырваться. Апогей – последние секунды спектакля: немая истерика героини... на сцену опускается огромное железное платье… в него заковывают королеву…вспышка света… занавес падает…Зал рукоплещет.

Такого рода фестивалями нас не балуют. Событие по своей значимости и масштабности захлестнуло весь город, оставив равнодушными разве что тех, кто не знает слов «партер» и «суфлёр». Неделя высокого искусства во Владимире закончилась. Хочется верить, что следующая состоится не через очередные 160  лет, а гораздо раньше.


« назад
другие события во Владимире









Реклама



Нравится сайт? Закажи рекламу!
Купить ссылку на этом сайте
Наверх