События во Владимире

Личность в нашем городе

Гоша, он же Жора…

Опубликовано: 19 октября 2013

Закулисье жизни интеллигента-слесаря из фильма «Москва слезам не верит». Итак, знакомьтесь…Гоша, он же Жора…он же Алексей Баталов

«Когда деревья были большими…»

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актера и режиссера Владимира Баталова. Когда Алеше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская вышла еще раз замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: «Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате». Маленький Баталов  жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке. Соседями над квартирой Ардова была чета Мандельштамов, и благодаря этому соседству Баталов познакомился с Ахматовой.

  «У нас в доме побывали многие известные люди.Когда мне было семь лет, к нам впервые пришла Анна Андреевна Ахматова. Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было шесть метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, - а она выглядела в этом закутке, как королева…»

У Ардовых часто бывали виднейшие деятели русской культуры - Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование личности Алексея Баталова. Стоит отметить, что  кисти Алексея принадлежит портрет Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы,когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал для нее Алексей.


«Завтра была война…»

Московское детство у Алеши закончилось в 1941 году. В эвакуации в Бугульме у Баталова было другое детство, которое изменило его жизнь. Вот что он вспоминал:

«Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном.  Я узнал, что такое сельская жизнь. Но главное- война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье…  Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа,Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме»

Алексею Баталову всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Это были светила того времени: Ахматова, Зощенко, Пастернак,Бродский и другие.


Баталова никто ничему специально не учил, но это и не требовалось. Он и без объяснений знал, что его бабушка, - главврач Владимирской больницы,- никогда не была врагом народа. И никто из дедушек и дядь не был ни в чем виноват. Однако  все они сидели по 58-й статье. Что бы  ни пытались вдолбить в школе пионерские или комсомольские начальники, Алексей никого из родни не предал, не отрекся. Один родственник Баталова похоронен в братской могиле во Владимире, второй остался на лесоповале под Кандалакшей. Бабушка умерла, отсидев БОГ знает сколько лет за то, что была дворянкой и еще кем-то, кем запрещалось тогда быть…


МХАТ и кино

Вернувшись после войны в Москву, Алексей окончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ.  Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять его прямых родственников. Выбор профессии был естественным.

«В детстве я в основном гулял среди декораций. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага».

Школу-студиюМХАТ Алексей Баталов окончил в 1950 году, примечательно, что учился он в мастерской  своего дяди, Виктора Станицына. О любом достижении племянника говорили: «Разумеется, позвонили, и его взяли». Алексею было обидно слышать подобные разговоры, раз и навсегда решил во что бы то ни стало доказать всем, чего он стоит.

Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в1941 году снимался фильм «Тимур и его команда». Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки. Зато позже, когда в 1944 году снималась картина «Зоя»о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников.

«Я должен был какую-то фразу произнести. Помню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица стало абсолютно идиотским».

 В 1954 году Алексея пригласил Иосиф Хейфиц сняться в фильме Большая семья, где Баталов сыграл молодого рабочего. По словам Баталова, Хейфиц сделал его, как скульптор лепит свой шедевр, без него не получилось бы ничего. Популярность Баталова стала расти. Главной его ролью стал Борис Бороздин в фильме «Летят журавли». Фильм стал Лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958года. Кинолента осталась единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. 


«… он же ГОГА!»

Особняком среди фильмографии Алексея Баталова стоит мелодрама «Москва слезам не верит» - фильм,которому была уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию Оскар. Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. Алексей Баталов говорил, что критики писали о Гоше: «Таких не бывает!» А вот у него  хранится письмо, в котором написано: «Вы сыграли мою судьбу».

О заслугах Алексея Владимировича, наверное, и напоминать неприлично. Его имя известно всему миру. Мало кто из нынешних актеров может похвастаться тем, что фильмы, где он снимался, имеют награды: «Золотую пальмовую ветвь» Канского фестиваля» («Летят журавли»), «Оскара»(«Москва слезам не верит»). Отрадно знать, что такой высокоодаренный актер родился когда-то в нашем городе.



« назад
другие события во Владимире









Реклама



Нравится сайт? Закажи рекламу!
Купить ссылку на этом сайте
Наверх